Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Мария Чулова

в активном поиске нового места работы

Коренная жительница Москвы. Окончила МГУ им. М.В.Ломоносова.

Автор книги "Хороший гусь Гаша", сборников "Забрать домового", "Притяжение земли", проекта "Невдольск 1595". Блог. Отзывы

IT cпециалист. Опыт работы: 23 года

SMM-менеджер, контент-менеджер, менеджер проекта, аудитор, копирайтер. Журналист, фотограф, редактор.

Девиз: "Хорошие игроки находятся там, где шайба. Великие – там, где она будет". 

Контакты: eva@mail.ru , www.webmushka.ru

VK, IG, fb, tweet, ЮТ,TM

Ключевые навыки: копирайтинг, SMM, PR, фотография, продвижение сайтов,  аудит поисковой видимости сайта, Интернет-реклама наполнение контентом,  управление проектами, руководство коллективом. Права категории B.

ВебМУшка.ru

          ...здесь интернет (web) взят на мушку...

24.11.2021 Гоша и его калоша: как обойти все лужи на своем пути.

11.11.2021 Самобытный брянский край. Уникальное cело Невдольск основано на левом берегу реки Сев в 16 веке.

 

2000-летняя история села Невдольск

Опубликовано 31.10.2038

История топонима Невдольск. Яндекс фотоИстория топонима Невдольск. Яндекс фотоНевдольск имеет под собой не менее чем двух тысячелетнюю историю.

По причине пожаров, затоплений от реки поселение могло передвигаться, смещаться на некоторое расстояние, но в течение всего времени история его не прерывалась.

В мирные годы, в наш просвещенный век наступило самое критическое время для выживания и Невдольска и тысячи подобных сел и деревень на российской земле. Как их сохранить?

> слушать онлайн <> смотреть видео <



С позднего средневековья мы уже знаем историю, село было. Выпись от 7 апреля 1595 года гласит: «Неудалеск на реке на Севе и в нем церковь Николы Чудотворца, а в церкви образы, свечи, книги, ризы и колокола все монастырские».

Запись на понятном русском языке, возможно выправленная в дальнейшем московскими подьячими. Одно слово сохранилось неизменно, название села – Неудалеск.

В праславянском диалекте, как и в индоевропейском праязыке, ударение было не силовым, как в современном русском языке, а тоновым, или музыкальным, сохранялось оно частично и в дальнейшем в старославянском; это значило, что ударный слог выделялся не силой звука, а движением тона.

Отголоском этого произношения, тянувшегося с самых глубин протославянской истории, и было наименование села Не­у­да­ле­ск, сохранившемся неизменно в речи поселян и в XVI веке. Здесь же мы назовем и наш незабываемый топоним – Су­и­зем, который также легко трансформировался в сузем–суземку.

В документах первой трети XVII века севские воеводы писали в Москву о событиях то в Севске, то в Се­ве­ске.

При Иване Грозном – государе «всея Ру­си­и» в «Боярском приговоре» о создании сторожевой службы на степной окраине назывался Ры­ле­ск, вместе с Рыльском . Как нам представляется, в архаичных, балтских языках, особенно в литовском, это произношение ещё живет.

Из великих языков тоновое произношение имеется в китайском, корейском и японском.

Славяне. История топонима Невдольск. Яндекс фотоСлавяне. История топонима Невдольск. Яндекс фото

Видный российский лингвист, академик Вяч. Иванов считает, что наша прабабушка, рожденная 150 тыс. лет назад, хорошо пела, язык у неё был тоновый. Человек излагал знания в стихах, древнейшие «Веды» пелись. Все мировые эпосы, как мы знаем, сохранились в виде гимнов, стихов.

Переход от выкриков, междометий и жестов к слогообразованию, членораздельной речи требовал форму общения, близкую к пению, напоминающую нам произношение звуков глухими от рождения детьми. Этот процесс занял тысячелетия. У параллельной ветви – неандертальцев были проблемы с гласными.

История топонима Невдольск. Яндекс фотоИстория топонима Невдольск. Яндекс фото
Возможно, на древнее происхождение топонима указывает и его наименование – Неудаль, Неудоль – языческое имя, оберег, ограждавшее жителей от несчастий. Нужно сказать, что эта языческая традиция долго сохранялась на Руси, у московского дьяка Сукова в XVI веке было три сына служащих: Елка, Мичура и Вязга, конечно, у них были и календарные имена. Брянский дворянин, подписавший письмо польскому гетману Жолкевскому, именовался «Федор Нелюбовь сын Парфентьев».

Следовательно, исходя из данных археологов , и сохранившейся ещё в XVI веке ниточки, непрерывно тянувшейся из глубины веков, в виде тонового произношения топонима, можно заключить, что суземский Невдольск имеет под собой не менее чем двух тысячелетнюю историю.

 
proza.ru/2018/09/10/
 

Невдольск — старинное русское село. Оно принадлежит к числу поселений Суземского района, история которых начинается с 16 века.

По архивным данным Невдольск — то есть село, лежащее не вдоль реки Сев, а иначе. Таково толкование названия этого села.

Поселение возникает в первой половине 16 века, в то время, когда на северщину бежали многие беглые из других северных районов Руси той поры. Первопоселенцы облюбовали место и поселились там, где течет река Сев, где имелись запасы сена для скота, рыбная ловля, бобровые промыслы.

Крестьянам-земледельцам по судебнику 1550 года статьей 88 запрещалось переходить из села в село. Только один срок в году можно было это делать: за неделю до Юрьева дня осеннего и неделю по Юрьеву дню.

Дворы крестьянские платили пошлины за землю, и двор — один рубль и два алтына, а находящиеся в лесу — пошлину да два алтына.



К концу 16 века село Невдольск уже входит в вотчину Брянского Свенского монастыря. Власти этого монастыря осуществляют сбор налога в виде ржи, меда, воска, муки и другого продовольствия.

Мельница, имеющаяся на реке Сев. отдавалась монастырем в арендное пользование, за что крестьяне, арендовавшие ее, платили либо деньгами, либо мукой.

В начале 17 века село Невдольск было еще мало-дворным и насчитывало не более 15 дворов крестьян-земледельцев.

В архиве древних актов село Невдольск, как вотчина Брянского монастыря, по жалованной грамоте царя Алексея Михайловича платило дани с церкв » — один рубль и пять алтын и шесть алтын заезда. Крестьяне села по вызову властей Брянского Свенского монастыря иные дни работали на стройках этого монастыря с телегами и лошадьми.

В летние дни заготавливали сено, дрова, мед. Крестьянам запрещалось производство вина, несмотря на обилие хмеля, имеющегося по берегам, реки Сев.

Крестьяне села Невдольск были зависимы от Брянского Свенского монастыря до 70-х годов 18 века, когда по Указу свыше и эта вотчина стала входить и платить налоги в коллегию экономики.
Крестьяне села стали называться экономическими. Они получили по полторы-две десятины земли и были зависимы от государственной власти.

В 1859 году по переписи в Невдольске насчитывалось 143 семьи с 694 мужчинами и 668 женщинами."

 

Невдольск впервые упоминается в конце XVI веке
Пограничными эти земли были до середины XVII в., затем с присоединением левобережной Украины этот статус был утрачен на несколько столетий.
Помещикам эти земли не принадлежали. До секуляризации церковных земель в XVIII в. село было владением Свенского монастыря, затем стало казенным, т.е. государственным. Владения же Голицыных были по-соседству.

К 1595 году в летописях говорится, что село уже было. Упоминается село, что было Починок.
Массовое появление починков (так назывались мелкие временные поселения 2-3 избы стоящие рядом) характерно для второй половины XV века, когда население стало расти, и свободные площади постепенно были заселены.
Очевидно, что село Невдольск появилось раньше конца XVI века, когда впервые было упомянуто, и, действительно, является одним из старейших сел современного Суземского района. Однако в "Слове о полку Игореве" упоминается только трубчевский князь Всеволод Святославич, а даже сам Трубчевск не называется, как и Севск и другие местные топонимы.
Конечно, в свое время краеведы предположили, что если князь в походе участвовал, то явно не один, а со своими людьми, а значит наш край связан с событиями XII века, но все же это скорее умозрительные соображения, неподтвержденные никакими фактами.

Подчинение Невдольска напрямую Москве - это интересный факт. От столицы до брянского села - более 400 км, но весь урожай какое-то время шел напрямую шло в Кремль. С другой стороны, контроль над пограничными селами означал контроль территории в управлении царей, местностью на границе страны должна была владеть московская правящая "партия".
Интересно, что с соседними селами было инае: Заулье, например, всегда считалось более литовским, чем Невдольск - и по местному диалекту и по привычкам долгое время сохраняло значительные отличия от жителей Невдольска...

Находящимся на границе, на рубеже село было всегда. В данном случае речь больше идет о текущем моменте, что на нем и ближайшей Суземке Россия заканчивается. Но никак не на Брянске, от которого еще сотня верст.

Помещики в области были. В той же Добруни бабы руками рыбу ловили по приказу помещицы Подлиневой, об этом их правнуки пересказывали Данные не собрались еще для отдельного поста. Могло ли быть такое, что одно село монастырское, а соседнее помещицкое? На сегодняшний день а-ля поселения, это все едино- а , значит, добрунская помещица теперь как бы и Невдольская.. И если она раньше была Севской, то сегодня она Суземская..

Помещиков на территории современной Брянской области действительно было много, но уникальность наших земель еще и в том, что здесь также было много дворцовых (позже удельных) и казенных (государственных) поселений. Я в большей степени интересовался лесными селами современного Суземского района и относительно них могу перечислить владельцев накануне отмены крепостного права: графам Шереметевы принадлежали Смелиж, Чухраи, Красная Слобода, половина деревни Чернь (Березовка), князьям Голицыным - Кокоревка и Теребушка, Киевской удельной конторе (т.е. деньги шли на счет членов императорской семьи) - Суземка, Негино, Горожанка, Денисовка, Герасимовка, Улица, половина Черни. В Негино также проживали государственные крестьяне, принадлежавшие Министерству гос. имуществ, т.е. не только соседние села могли иметь разных владельцев, но и даже одно село могло быть разделено на части между собственниками. Кстати, если жители Суземки были удельными крестьянами, то хутор Никольский (ныне часть поселка) принадлежал севскому помещику Подлиневу, и даже после революции жителей хутора еще называли барскими людьми. Валерий Ковеля

Книга "Хороший гусь Гаша" 27 историй о природе родного края 

1. Хороший гусь Гаша
8. Вороний футбол
13. Орлиный царь
15. Балкон с сигнализацией
18. Мартовский заяц
20. С зайцем наперегонки
22. Сколько аистов ждать по весне
23. Рябиновый сыч
24. Щеголь или франт
25. Сип патрулирует горы
26. Вечерняя песня аистов

gus.gasha 144 стр., 86 илл.,  ISBN: 978-5-4465-2987-2 

ЗАКАЗАТЬ ЭКЗЕМПЛЯР КНИГИ У АВТОРА: eva@mail.ru

 

Авторский рассказ из цикла "Забрать домового". Текст, озвучка и монтаж автора.

 

Опубликовать в социальных сетях